Государственное учреждение образования "Специальный детский сад № 15 г.Гомеля"
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
Уважаемые родители!
Мы предлагаем вашему вниманию
«Сборник консультаций от педагога-психолога»
Педагог- психолог нашего учреждения , предлагает читателям полезные советы и рекомендации по воспитанию детей, развитию детей дошкольного возраста, с целью сохранения их психологического здоровья.
1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ДОМ БЕЗ НОСИЛИЯ"
2. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!"
3. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " О САМООЦЕНКЕ"
5.Памятка "Пальчики и речь. Развиваем мелкую моторику.
6. Профилактика семейного неблагополучия, насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними.
7. Профилактика домашнего насилия.
1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ДОМ БЕЗ НОСИЛИЯ"
Общенациональная линия для пострадавших от домашнего насилия:
В Гомеле психологическая помощь детям, подросткам и их родителям оказывается круглосуточно и анонимно по телефону: 170
Республиканский центр психологической помощи (оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки) Тел.: +375 17 300 1006 сайт https://rcpp.by
На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его родителям (законным представителям) и педагогическим работникам.
Что такое домашнее насилие? «Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания». «Члены семьи — близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство».
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и тд. Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений. Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т п.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.
Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия:
1. Нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием. 3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий.
4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.
После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. Насилию нет оправдания!
2. Спокойствие, только спокойствие!
В жизни часто случаются ситуации, заставляющие нас «выйти из себя»: нервничать, плакать, злиться, кричать. В таком состоянии очень легко «наломать дров», наговорить и натворить такого, о чем вскоре придется пожалеть. Как же сохранить хладнокровие и уравновешенность в стрессовой ситуации? Психологи предлагают несколько приемов, помогающих быстро взять себя в руки.
Посчитайте Вы очень сердитесь. Вам очень хочется отругать, отшлепать ребенка, который не слушается? Прежде чем сделать это, глубоко вдохните и задержите дыхание. Досчитайте до десяти и медленно выдохните. Вам заметно полегчает, и «бушевать» уже не захочется. Мысленно считайте до десяти, сконцентрировавшись на счете. Представляйте, как цифры появляются в воздухе и растворяются, уплывают в облака.
Сожмите кулаки Несколько раз с силой сожмите и разожмите кулаки. Зафиксируйте свое внимание на том, что вы делаете («я сжимаю кулаки»).
Дышите В тот момент, когда вы начинаете злиться или нервничать, в кровь выбрасывается большое количество адреналина. Дыхательные техники успокоения рассчитаны на то, чтобы снизить его уровень. Дышать можно несколькими способами:
Сделайте 3-4 глубоких и быстрых вдоха-выдоха. Вдыхать нужно через нос, выдыхать – через рот. Затем в течение 5 секунд дышите, как обычно, а после снова сделайте вдохи-выдохи. Повторите упражнение 3-4 раза.
Дышите немного глубже, чем обычно. Если дышать слишком глубоко, закружится голова и эффект успокоения не наступит. Думайте о том, как вы дышите.
Почему это работает? Кислород избавляет организм от адреналина, а мысли, сосредоточенные на дыхании, помогают «подняться» над ситуацией и воспринимать происходящее более адекватно. Желаю вам сохранять спокойствие в любой ситуации!
ПОДГОТОВИЛА : Педагог-психолог, без категории В.А. Бучок
Самооценка – это мнение о самом себе, которое имеет каждый.
Она руководит поступками и определяет характер.
Самооценка начинает формироваться еще в раннем возрасте. Из чего же она формируется?
В основном из детских впечатлений, положительной оценки членами семьи и друзей, мнений других людей.
Люди с низким уровнем самооценки бывают неуверенными в себе и сами не верят в себя.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
Что может сделать родитель?
Своей безграничной любовью он можем поддержать положительное мнение ребенка о себе. Мы должны поощрять развитие талантов ребенка. Надо постоянно радоваться успехам, которых достиг ребенок, хвалить его, уважать его мнение.
Как формировать адекватную самооценку у ребенка?
1. Не смешивайте личность ребенка и его поступки. Выражать неодобрение можно только поступками ребенка. (Например: «Мне не нравится твое поведение сегодня», вместо: «Ты плохой мальчик (девочка), ты себя плохо ведешь!»)
2. Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Сравнивая ребенка с другими, вы всегда будете ставить его в позицию проигрыша. (Например: «Посмотри, как ты неаккуратно выполнил задание, вчера ты справился лучше, старайся, и все получится», вместо: «Посмотри на Лизу, какая она молодец, не то, что ты!»)
3. Не давайте оценок ребенку, ни хороших, ни плохих, просто выражайте своѐ мнение о его поступках: «Я сегодня была так рада, когда увидела твой рисунок, и очень расстроилась вчера на собрании, когда узнала, что ты не слушаешься воспитателя».
4. Не пытайтесь манипулировать ребѐнком, стараясь вызвать у него чувство вины! «У меня разболелась голова, когда я узнала, что ты сегодня натворил». Это приведет к тому, что ребенок, повзрослев, будет применять эту же тактику в отношении других людей и родителей в том числе.
5.Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрить - он этого заслуживает. Помните, что похвала, так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
6.Помогайте детям ставить реалистичные цели. Если они сами или их родители ожидают слишком много от него, неудача может стать разрушительной для личности ребенка. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и восхищение, как и наивысшие победы.
Подготовила: педагог-психолог без квалификационной категории, Бучок Вероника Алейзыевна
4. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.
Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:
Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.
Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.
Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.
Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.
Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.
Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.
Если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.
Часто родитель сталкивается с ситуацией:
- Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (как преодолеть: дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь…; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
- Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; как преодолеть: можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)
Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними.
Памятка для родителей
Подготовила: педагог-психолог без квалификационной категории, Бучок Вероника Алейзыевна
5.Памятка "Пальчики и речь. Развиваем мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на развитии речи.
Интересные разнообразные игры по развитию мелкой моторики способствуют:
- Стимулированию действий речевых зон коры головного мозга.
- Совершенствованию психических процессов, таких как, внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
- Усвоению навыков письма.
Как развивать мелкую моторики рук у ребёнка:
1) Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.
2) Рисовать, раскрашивать, штриховать.
3) Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
4) Сжимать и разжимать кулачки.
5) Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
6) Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
7) Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.
8) Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
9) Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
10) Игра с вкладышами.
11) Игры с песком, водой.
12) Мять руками поролоновые шарики, губку.
13) Вырезать ножницами.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!!
6. Профилактика семейного неблагополучия, насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними.
Что такое домашнее насилие?
Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Насилие бывает:
* Физическое насилие – это причинение физического вреда: нанесение побоев, увечий, тяжких телесных повреждений.
* Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека: постоянные, регулярные оскорбления, запугивания, угрозы, шантаж.
* Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.
* Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к сексуальным отношениям.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
- сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей).
В случаях домашнего насилия, сексуального насилия нужно обратиться за помощью !!!
Интернет- порталы: POMOGUT.BY, www.kids.pomogut.by
Республиканский центр психологической помощи: тел.: +375 17 300 1006;
сайт https://rcpp.by (На сайте есть чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью).
Общенациональная линия для пострадавших от домашнего насилия:
Телефон доверия: 170
Телефон милиции: 102
7. Профилактика домашнего насилия.
Что такое домашнее насилие?
«Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».
Выделяют несколько видов насилия в семье:
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и тд.
Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т п.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.
Педагог должен обратить внимание на следующие косвенные признаки домашнего насилия над несовершеннолетним:
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагога, служить поводом для дальнейшей проверки, наблюдения за ситуацией в семье.
При выявлении признаков домашнего насилия над ребенком действуйте согласно алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей воспитанников и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
Если ребенок или родитель рассказывает вам о том, что он подвергается насилию в семье, ваши действия:
Стараться сохранять спокойствие!!! Внимательно выслушайте рассказчика не перебивая, избегайте обвинений, пристыживаний, подбадривайте, всячески поощряйте попытку рассказать. Используйте фразы:
Педагог обязан незамедлительно сообщить о случившемся руководителю учреждения. Сведения вносятся в журнал регистрации фактов домашнего насилия. При наличии признаков, указывающих на совершение правонарушения (преступления), информация передается незамедлительно по телефону «102» и в органы опеки и попечительства.
Педагог-психолог В.А. Бучок