Государственное учреждение образования "Специальный детский сад № 15 г.Гомеля"
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
Уважаемые родители!
Мы предлагаем вашему вниманию
«Сборник консультаций для родителей детского сада»
Авторы, опытные педагоги, предлагают читателям полезные советы и рекомендации по воспитанию детей, развитию и образованию детей дошкольного возраста. Тематика консультаций очень разнообразна: от выбор игрушек до подготовки детей к школе. Авторы сборника в простой и доступной форме рассказывают родителям, как правильно продолжать осваивать образовательную программу дома, чтобы совместными усилиями с педагогами дошкольного образования сделать каждого ребёнка успешным.
Предлагаем, Вам следующие консультации:
5. Консультация для родителей "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников с нарушением слуха"
1. «Организуем рабочее место для ребёнка дома».
Ваши дети скоро пойдут в первый класс. С первого же дня в школе позвоночник ребёнка начинает испытывать повышенные нагрузки. Длительное неправильное сидячее положение приводит к тому, что при неравномерной нагрузке на мышечный аппарат ребенка отдельные его сегменты приходится слабое усилие, а на другие – сильное. Формируется ассиметричное развитие осанки, за которым следует в дальнейшем и позвоночник.
Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. «Специальные меры» - звучит слишком грозно. На самом деле, это лишь соблюдение элементарных правил, что не так уж трудно. На ситуацию в школе, тем более при кабинетной системе, вы повлиять не можете. А вот дома организовать рабочее место своему ребёнку – это вам под силу:
• Мебель обязательно должна соответствовать росту ребёнка.
Новые нормы СанПиН:
Высота стола над уровнем пола
Рост ребёнка (см.) Высота стола (см.)
100-115----------------------46
115-130----------------------52
130-145----------------------58
Высота стула
Рост ребёнка (см.) Высота от сидения до пола (см.)
100-115----------------------26
115-130----------------------30
130-145----------------------34
Современное человечество ведёт сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.
Подготовила: Короткевич Виталина Викторовна, воспитатель ДО 1-ой квалификационной категории.
2. Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Подготовила: Авчинникова Ольга Петровна, воспитатель ДO
3. Консультация для родителей на тему: «Полезные советы: как приучить ребенка убирать за собой игрушки?»
Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?
Подавайте личный пример. Как бы вы ни старались объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете. Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаёте. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу. Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку. Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.
Когда начинать приучать к порядку?Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.
Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.
У всех вещей должно быть свое место. Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать. Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.
Будьте настойчивы. Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило – убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.
Превратите уборку в веселую игру. Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.
Кто больше соберет? Начните увлекательное соревнование, кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто собрал больше, получает маленький приз.
Кто соберет быстрее? Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.
Разложить игрушки по признакам. Не менее увлекательный вариант, к тому же способствующий развитию малыша. Попросите ребенка разложить игрушки по признакам – большие в эту коробку, маленькие – в тот ящичек. После окончания уборки проверьте, все ли было сделано правильно. Раскладывать можно по размеру, по цвету или по любым другим признакам. Такая уборка доставит множество положительных эмоций и вам и вашему ребенку.
Если ребенок упрямится. Есть еще один действенный способ научить ребенка убирать за собой. Расскажите маленькому упрямцу, что игрушки хотят, чтобы за ними ухаживали, убирали на место, что они устают играть и хотят отдохнуть в своих домиках. А от тех, кто о них не заботится, они могут уйти к другим ребятам. В очередной раз, когда ребенок заупрямится, не ругайте его, а напомните об этом. Когда же малыш уснет, спрячьте игрушки так, чтобы, проснувшись утром, он их не нашел. На все вопросы отвечайте, что, видимо, игрушки ушли к другим ребятам, тем, которые не ленятся убрать их в коробочки после того, как поиграют. Объясните, что вы можете позвать игрушки обратно домой, но они вернутся только в том случае, если малыш пообещает больше не бросать их на полу, а будет всегда аккуратно убирать после игры.
Чаще хвалите ребенка. Многие родители забывают о таком действенном средстве, как похвала. Если ребенок все делает так, как нужно, этого вроде бы никто и не замечает. А стоит ему сделать что-то не так, то малыша не забывают поругать.
Все детские психологи в один голос утверждают – это в корне неверная тактика воспитания. Старайтесь не ругать за то, что было сделано не так. Ребенок и сам расстраивается, если у него что-то не получается, а если на этом еще и заострить внимание, то у него, скорее всего, останется обида и нежелание делать то, что не получилось, в следующий раз. А вот если хвалить каждый раз, когда у него все получается, то можно достичь удивительных результатов.Если малыш своевременно убрал за собой игрушки, не забудьте его похвалить и восхититься удивительной чистотой в комнате. Поверьте, в следующий раз он возьмется за уборку с удвоенным рвением.Пользуясь этими простыми советами, вы без особого труда сможете приучить малыша убирать за собой игрушки и не разбрасывать по дому вещи. Не бывает идеальных родителей, как и идеальных детей. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.
Составила воспитатель ДО высшей категории Капкина Ирина Генадьевна.
3. Консультация для родителей: «Готовность к школе. Сформированность познавательных процессов для успешного обучения в школе».
Начало учебы ребенка в первом классе – это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей. Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с однолетками, так и со взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности. Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий, умений и навыков с его и вашей стороны. Изменится социальная позиция ребенка и у него появятся новые определенные обязанности. Большая часть времени будет подчиняться учебе, школе и школьным делам.
Безусловно, более легко приспособиться к тем изменениям в жизни, которые связаны с началом учебы в школе и более успешно себя реализовать сможет тот ребенок, который готов к школьной учебе.
В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется?
В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается, как комплексное, которое охватывает все области жизни и деятельности будущего первоклассника.
Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.
Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.
Психологическая готовность к учебе в школе включает такие компоненты:
1.физиологичная
2.интеллектуальная (познавательная)
3.эмоционально-волевая
4.социальная
5. мотивационная готовность.
Физиологичная готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.
Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Мышление является самой важной функцией мозга человека. Никакой вид деятельности не может обойтись без мышления. А особенно – учеба.
На момент начала учебы в школе ребенок должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми. Например, он должен знать свое имя и фамилию; основные цвета и основные геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи, сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.
Внимание есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения. Для этого желательно тренировать способность малыша быть внимательным, например, с помощью специальных упражнений и развивающих игр.
Безусловно, более легко будет учиться тому ребенку, у которого лучше развита память. Специальные игры, занятия на запоминание информации (например - стихов, историй) помогут развить и улучшить ее. Читайте малышу книжки: сказки, стихотворения, рассказы. После того, как сказка прочитана, попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное.
Желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы, мог аргументировать и выражать свое мнение. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка.
Хорошее развитие моторики руки, умения выполнять пальчиками мелкие действия будет залогом того, что ребенок легко научится писать. Чтобы развить мелкие мышцы руки, давайте малышу возможность лепить, рисовать, раскрашивать, вырезать или вырывать пальчиками обведенные фигурки. Создавайте вместе с ребенком разные фигурки из палочек.
Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время ежедневного бытового общения. Например, когда Вы гуляете с малышом, рассказывайте ему о том, какое в настоящий момент время года; какого цвета проехала машина; какое дерево выше, а какое ниже. Рассказывайте разные сведения об окружающем мире.
Расширять словарный запас малыша можно с помощью игры «Кто больше?»: загадайте какой-то предмет, или явление, и называйте его признаки: кто больше назовет.
Чтобы Ваши игры с малышом были успешными, придерживайтесь важного правила: во время игры забудьте о том, что Вы авторитетны и всезнающие мама, папа, бабушка или дедушка; перенеситесь в собственное детство и станьте, хоть ненадолго, снова ребенком – будьте для малыша равноправным партнером в игре, который также может сомневаться, грустить искренне.
Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, есть эмоционально-волевая готовность ребенка к учебе. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, послабления импульсивных реакций, умения руководить своими побуждениями (слушать не перебивая). Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.
Для сформирования волевой готовности, ваш малыш должен иметь простые, но постоянные поручения, например: поливать цветы; убирать за собой игрушки; застилать свою постель (пусть и с Вашей помощью).
Следующий компонент – социальная готовность. Она содержит в себе те качества у ребенка, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения с однолетками и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей.
Вообще, ребенок ведет себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть, его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.
Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль – роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».
Искренне желаем Вам, чтобы начало учебы малыша в школе стало приятным событием в жизни всей семьи.
Подготовила: Короткевич Виталина Викторовна, воспитатель ДО 1-ой квалификационной категории.
4. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Для малыша исследовать окружающий мир — интереснейшее из занятий. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг за шагом узнает все новое и новое в своем окружении. Детские глаза полны любознательности, они вопрошают, ожидают чего-то необычного, чудесного, быть может, волшебного. И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы, созидания, радости познания нового, единодушия, открытости, доверия, позволяющую раскрыть индивидуальные способности и интересы каждого ребенка. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Как сделать каждый день для ребенка неповторимым, запоминающимся? Как стать для него настоящим волшебником? Как научить детей самих творить чудеса, научить видеть вокруг себя необычное и пытаться разгадать окружающие его тайны? На чем остановиться? Возможно, для этого подойдет экспериментальная деятельность. Что же такое эксперимент?
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба», «опыт».
Эксперимент — это:
1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. (Современный словарь иностранных слов. М.,1994.)
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода.
Я. А. Коменский: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты...»
А. Леонтьев: «Ребенок, осваивающий окружающий мир, — это ребенок, который стремится действовать в этом мире».
Г. Гете: «Ребенок, заблудившийся на собственном пути, милее мне многих других, правильно идущих по чужой дороге».
К. Д. Ушинский: «Логика природы есть всякая доступная для детей логика — наглядная и неопровержимая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями,, вводить новые понятия в области уже приобретенных, подводить изученные виды под один ряд. Всякое физическое явление есть также превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели назначения, выводы и умозаключения». В экспериментальной деятельности происходит своеобразное практическое размышление ребенка об окружающем. Расширяется объем и углубляются точные знания детей об окружающем, вместе с тем, возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, которые выступают в форме вопросов. Проблемность, характерная для таких вопросов, является, по мнению ученых В.В.Давыдова, Н.Н.Подъякова и других, мощным стимулятором умственной активности. Эксперимент позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых ими объектах, повысить наглядность и доступность материала, сделать процесс обучения более эффективным, наконец, более полно удовлетворить любознательность дошкольников. «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — утверждал Л. С. Выготский.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано с наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством, развитием речи, математикой. Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают. Материал: таз с водой, модель парусника, изготовленного из бумаги или скорлупы грецкого ореха. Взрослый опускает «парусник» на воду, дует на парус с разной силой. Ребенок наблюдает за движением импровизированного кораблика. Выясняется, почему лодочка плывет, что ее толкает (ветерок), откуда берется ветер-воздух (человек его выдыхает). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с ребенком, как надо дуть, чтобы парусник быстрее и дольше плыл (набрать больше воздуха и выдыхать его как можно сильнее и дольше.) Затем взрослый спрашивает у ребенка, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус. (Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, тогда он поднимается из воды на поверхность.). Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.
4. «Прятки с пуговичкой». Цель: способствовать накоплению у ребенка конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная); подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет. Материал: краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные стаканчики), тряпочки, крупная черная пуговичка. Взрослый предлагает ребенку поиграть в «прятки» с пуговичкой. Ребенок закрывает глаза. Взрослый опускает пуговичку в стакан с прозрачной водой и просит ребенка найти ее. Малыш быстро находит пуговицу (вода прозрачная, предмет в ней хорошо виден). Взрослый спрашивает: «Почему так быстро нашел пуговичку? А как можно спрятать ее в воде? Какой должна быть вода, чтобы пуговичка могла спрятаться?» (Ребенок должен предложить «покрасить» воду.) Малыш при поддержке взрослого окрашивает воду, «прячет» пуговичку. Подвести к выводу, что, чем темнее вода, тем менее видны в ней предметы. Вывод: при добавлении в воду краски она стала непрозрачной и пуговицы не видно; в черной воде предмет совсем не виден, а в желтой — немного виден.
5. «Черная и белая пуговички играют в прятки». Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет); дать первоначальные представления о роли цвета предметов, его значении для маскировки предметов в окружающей среде. Материал: два прозрачных стакана с водой, черная и белая крупные пуговицы, черная и белая краски, кисти, тряпочки.
Взрослый ставит перед ребенком прозрачный стакан с водой и просит его «спрятать» в ней пуговички. Предметы видны, так как вода прозрачная. Взрослый спрашивает: «Как можно спрятать пуговицы в воде? Какой должна быть вода, чтобы пуговицы могли спрятаться?» Ребёнок должен предложить «покрасить» воду. Ребенок при поддержке взрослого окрашивает воду в белый цвет. Белая пуговичка «спряталась, а черная немного видна. Малыш окрашивает воду во втором стакане в черный цвет и с помощью взрослого перекладывает туда черную пуговичку. Пуговички «спрятались» полностью. Вывод: при добавлении в воду краски, она становится непрозрачной; пуговички не будут видны, если их «спрятать» в воде соответствующего им цвета.
6. «Плавают — тонут». Цель: дать представления о том, что в воде одни предметы плаваю! другие тонут. Материал: таз с водой, предметы разной формы из разного материала. Взрослый учит ребенка определять вес предметов (при помощи рук) и группировать их в зависимости от того, легкие они или тяжелые. Взрослый наливает воду в таз. Ребенок опускает в воду различные предметы. Одни падают на дно, другие — не тонут. Вывод: легкие предметы держатся на поверхности воды, тяжелые тонут.
Для детей 5-го года жизни.
1. «Поиск воздуха». Цель: дать ребенку сведения о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодный, теплый, влажный, без воздуха не может жить ни человек, ни растение. Материал: ленточки, целлофановый пакет, воздушный шарик, трубочки для коктейля, емкость с водой. Предложить ребенку доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Ребенок выбирает любые предметы, показывает опыт самостоятельно. Объясняет происходящие процессы на основе результатом, действий с предложенным оснащением (например, дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувает воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).Вывод: воздух есть везде, он прозрачный.
2. «Пузырьки-спасатели». Цель: дать ребенку представления о том, что воздух легче воды, имеет силу. Материал: стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу же бросает в нее несколько кусочков пластилина, величиной с рисовые зернышки. Ребенок наблюдает, решает, почему пластилин падает на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет). Затем следит за тем, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему. (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.) Вывод: воздух легче воды, имеет силу.
3. «"Сладкий" опыт». Цель: дать представление о том, что, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются. Материал: два мерных стаканчика с водой, сахарная пудра, сахарный песок, ложечка. Взрослый ставит перед ребенком два мерных стаканчика с водой и предлагает ему ложечкой взять сахарную пудру и всыпать ее в один стаканчик. Затем этой же ложечкой взять сахарный песок и всыпать его в другой стакан. Что растворяется быстрее? Почему? Вывод: чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, т. е. исчезают в воде.
4. «Размешивать или нет?» Цель: дать представление о том, что вещества быстрее растворяются при перемешивании. Материал: два мерных стаканчика с водой, сахарный песок, ложечка. Вода в стаканчиках холодная. Ребенок берет одинаковое количество сахарного песка, примерно по ложечке, и опускает в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешивает ложечкой сахар с водой. Что произошло? Где сахарный песок растворился быстрее? Какой вывод можно сделать? Вывод: вещество быстрее растворяется при перемешивании.
5. «Горячая и холодная вода». Цель: дать представление о том, что в горячей воде вещества растворяются быстрее. Материал: два мерных стакана (в одном горячая вода, в другом — холодная), сахарный песок, ложечка. Взрослый ставит перед ребенком два стакана: в одном горячая вода, а в другом холодная. Ребенок опускает по ложечке сахарного песка в каждый стакан. В каком сахарный песок растворился быстрее? Взрослый предлагает ребенку осторожно потрогать стакан. Какая в нем вода? (Горячая.). Вывод: в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.
Для детей 6-го года жизни.
1. «Что в пакете?». Цель: закрепить знания о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Материал: 2 целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом).Взрослый предлагает ребенку обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему он так думает. Ребенок взвешивает их на руке, ощупывает, открывает, нюхает и пр. Взрослый обсуждает с ребенком, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Вывод: сходства — оба вещества прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.; различия — вода тяжелее, текучая, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух невидим, невесом.
2. «В какой посуде воды больше?» Цель: учить определять количество жидкости «на глаз» и с помощью условной мерки в сосудах разной формы и величины. Материал: банки, бутылки разной формы и величины, мерный стаканчик. Взрослый напивает во все сосуды одинаковое количество воды. В каком из них больше (меньше) жидкости и почему? (Ребенок должен предложить, варианты измерения жидкости: перелить воду из всех сосудов в одинаковые емкости; измерить воду с помощью мерного стаканчика). Ребенок самостоятельно проводит опыт, отмечая результат измерения. Вывод: жидкость принимает форму того сосуда, в котором находится, объем жидкости можно измерить с помощью условной мерки (мерного стаканчика).
3. «Очистка воды». Цель: познакомить ребенка с процессами очистки воды разными способа. Материал: промокательная бумага, воронка, марлевая тряпочка, крах мал, речной песок, емкости. Взрослый предлагает ребенку добавить в воду крахмал, а затем очистить ее. Вместе с ребенком выясняется, как сделать очистительное устройство — фильтр (из песка, тряпочки, промокательной бумаги) Ребенок изготавливает фильтры и проверяет их действие; выясняет, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
4. «Почему все падает на землю?» Цель: дать понятие, что Земля имеет силу притяжения.
Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пласт масса, бумага, пух), емкости с водой, песком, металлические шарики.Ребенок подбрасывает предметы вверх. Проверяет, что с ними происходит, какие из них быстрее падают на землю, какие дольше держатся (предметы, легкие по весу, имеющие большую поверхность в воздух*' держатся дольше). Рассматриваются предметы, выясняется материал, из которого они сделаны. Ребенок опускает все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяет, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Ребенок опускает с разной высоты над емкостью с песком одинаковые шарики. Взрослый с ребенком выясняют, какой удар был сильнее, как ребенок догадался. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, в этом случае в песке увеличивается углубление.) Ребенок отпускает предметы с разной высоты над емкостью с водой. С взрослым выясняют, какой удар был сильнее. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета в воду с большей высоты появляется больше брызг.) Вывод: все предметы, независимо от материала, падают на землю
Занимательные фокусы.
1. Ребенку наверняка понравятся и опыты с желатином. В четверть стакана холодной воды добавьте 10 граммов сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50°С на водяной бане, проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовый пакет и дайте высохнуть. Из получившегося тонкого листика можно вырезать рыбку. Положите рыбку на туалетную бумагу и подышите на нее. Рыбка увеличится в объеме.
2. А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него проволоку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на проволочке появятся кристаллы.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ЕВСТРАТИКОВА Е.Н.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
- Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):
1. «Вкусное варенье»
2. « Чашечка»
3. «Часики»
4. «Маляр»
5. «Индюк»
6. «Качели»
7. «Лошадка»
8. «Грибок»
9. «Чистим зубки»
Подвижные игры с детьми на летнем отдыхе
Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх.
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
11. «ПАПА КАК ПРИМЕР ДЛЯ РЕБЕНКА»
Папа, в вопросах, связанных с воспитанием детей, может дать то, чего не может ни одна мама. У каждого из родителей в воспитании малыша свои функции. Они разные, но дополняющие друг друга. И лишь тандем папы и мамы дает возможность развития гармоничной личности малыша. Поэтому роль отца в воспитании ребенка очень весома. Если маму карапуз воспринимает как часть себя, то папу – как вестника мира. Мама дает тепло, нежность, ласку и любовь, а папа – открывает большую и длинную дорогу в мир. Так сложилось веками, что именно папа поощряет активность ребенка в достижении целей и освоении мира. Папа – это одновременно и «проводник», и «контролер».
Материнская любовь – бесконечная и безусловная, а отцовская – требовательная. Отец - это всегда воплощение порядка, требований, дисциплины и определенных норм. Именно такой баланс необходим для нормального развития личности ребенка. Поэтому так важно, чтобы у ребенка была полноценная семья.
Папа в семье отвечает за восприятие и принятие ребенком своего пола, а соответственно и усвоения определенной модели поведения. Некоторые родители в этом плане делают большую ошибку, воспитывая ребеночка, как бесполое существо. Задача папы и состоит в том, чтобы культивировать женское или мужское начало в дочери или сыне. Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень велика, но как сделать так, чтобы не сломать и не испортить свое чадо? Нужно с самого рождения прививать ребенку свои ценности и быть вовлеченным в его жизнь. Что это значит? А вот что: нужно взять на себя ответственность за благополучие малыша, проводить с ним столько времени, сколько нужно для того, чтоб он чувствовал заботу папы. Отец должен принимать активное участие в семейной деятельности, и быть всегда открытым и доступным для малыша. И ваше чадо всегда должно понимать, что если будет нужно, папа будет рядом, сможет во всем разобраться и поддержать.
Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что все, что нужно деткам от их отцов – это дружба, внимание, общие дела и общий досуг. Папы – это большие дети, и они наделены уникальными способностями: они используют окружающий мир, как развивающее игровое поле. Именно поэтому, папы могут научить детей причинно-следственному принципу, они умеют использовать простые вещи необычным способом, расширяя границы сознания ребенка. Из сыновей папы всегда хотят вырастить «настоящих мужчин». Но как себя нужно вести, чтоб это намерение не воплотилось в излишнюю отстраненность и строгость, чтобы не развить в малыше страхи? Только при наличии в семье душевной близости между папой и сыном детки вырастают более благополучными и спокойными. Папа воспитывает в ребенке жизнеспособность и показывает на собственном примере, что в мире существуют нормы и правила, которых нужно придерживаться. И если он хочет завоевать авторитет ребенка, то любые правила и запреты обязательно должны объясняться, но, ни в коем случае, не отдаваться в форме приказов. Малыш должен понимать, что отца нужно слушаться потому, что он знает, что и как нужно делать, а не потому, что он сильнее. Временем доказано, что именно папа определяет женскую судьбу своей дочурки. Ее успех в выборе партнеров, отношении с ними, и в дальнейшей личной жизни – это как раз зона ответственности отца. Для девочек очень важен именно физический контакт с отцом – объятия и поцелуи подчеркивают их чувство собственного достоинства.
Поэтому основная задача многих пап, которые воспитывают девочек – научиться быть нежными. Только отец может воспитать настоящую женщину, только он понимает, что в женщине нужно взращивать самостоятельность, гибкость, мудрость и терпение. Поведение отца девочки усваивают как образец отношения мужчин к женщинам. В большинстве случаев образ отца становится романтическим идеалом девочки, и в будущем она неосознанно ищет в жизни подобного отношения к себе. Объясняйте дочери, чего именно вы от нее ждете и помните, что ей тоже нужна свобода, как и мальчику, просто защиты и нежности ей требуется больше.
Вот несколько советов, как должна вести себя мама, помогая папе воспитывать ребенка:
1. Доверяйте отцу малыша и всячески его поддерживайте;
2. Не рассчитывайте на то, что отец будет обращаться с ребенком так, как вы;
3. Если папа ваших детей, по вашему мнению, недостаточно мужественен, ни в коем случае не берите на себя эту роль: ваша задача в таком случае – стать более женственной и тогда баланс будет восстановлен;
4. Образ папы для карапуза – это часть его самого, и если вы будете негативно относиться к мужу, ребенок перестанет воспринимать его достойно;
5. В сложных вопросах старайтесь соблюдать принцип единых требований – то, что требует один из родителей, должен требовать и второй.
Подготовила: Авчинникова Ольга Петровна, воспитатель ДО высшей категории.