Государственное учреждение образования "Специальный детский сад № 15 г.Гомеля"
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
УСТАВ
Государственного учреждения образования «Специальный детский сад № 15 г. Гомеля»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 15 г. Гомеля» (далее - Учреждение) создано в соответствии с Положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
2. Учреждение является государственным учреждением специального образования, реализует программу специального образования на уровне дошкольного образования, а также программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
3.Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета г. Гомеля.
4.Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о специальном дошкольном учреждении, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 (далее – Положение), настоящим Уставом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Изменения и дополнения в Устав Учреждения вносятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
5.Учредителем является Гомельский городской исполнительный комитет (далее – Учредитель). Органом государственного управления является отдел образования администрации Центрального района г.Гомеля (далее – Уполномоченный орган).
Имущество Учреждения является коммунальной собственностью г. Гомеля и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления. Распоряжение имуществом осуществляет Гомельский городской Совет депутатов (далее - Собственник) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6.Учреждение расположено по адресу: 246028, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Песина, 54.
7. Наименование Учреждения:
на русском языке – Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 15 для детей с нарушением слуха г. Гомеля»;
на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыi «Спецыяльны дзiцячы сад № 15 для дзяцей з парушэннем слыху г. Гомеля»;
сокращенный вариант:
на русском языке – Специальный детский сад № 15 г. Гомеля;
на белорусском языке – Спецыяльны дзiцячы сад № 15 г. Гомеля.
8.Учреждение является юридическим лицом со дня государственной регистрации, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и штамп со своим наименованием, может быть истцом и ответчиком в суде.
9.Решение об изменении вида Учреждения принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения при совокупности следующих условий:
обоснования необходимости изменения вида Учреждения;
соответствия Учреждения критериям заявляемого вида;
согласования с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
10.Участниками образовательного процесса Учреждения являются:
воспитанники с нарушением слуха;
законные представители воспитанников с нарушением слуха;
педагогические работники Учреждения.
11.В Учреждение принимаются воспитанники с нарушением слуха из числа несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
направления в государственное учреждение дошкольного образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения Учреждения.
Прием лиц в Учреждение оформляется приказом руководителя.
12.На основании решения Учредителя Учреждение в соответствии с запросами законных представителей воспитанников формирует группы с 1 сентября.
13.В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп Учреждения, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.
14.Учреждение ведет делопроизводство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
15.Учреждение может участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
16.Питание детей в Учреждении организуется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Размер и порядок взимания платы за питание в Учреждении утверждаются Правительством Республики Беларусь.
17.Обеспечение Учреждения учебными изданиями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
18.Оказание медицинской помощи воспитанникам в Учреждении осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
19.Учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
20.Статистическая отчетность Учреждения предоставляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ
21.Учреждение создано с целью получения специального образования воспитанниками с нарушением слуха на уровне дошкольного образования, разностороннего развития и социализации воспитанников с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
22.Основными задачами Учреждения являются:
обеспечение получения специального образования лицам с нарушением слуха на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений;
социальная реабилитация воспитанников с нарушением слуха, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
подготовка воспитанников с нарушением слуха к получению образования на уровне общего среднего образования, включению их в среду сверстников, не имеющих особенностей психофизического развития, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в обществе;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям.
23.Для достижения своих задач Учреждение выполняет следующие функции:
организует обучение и воспитание воспитанников с нарушением слуха по образовательной программе специального образования;
создает специальные условия для получения образования и коррекции имеющихся физических и (или) психических нарушений воспитанников с нарушением слуха;
обеспечивает охрану, защиту и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;
обеспечивает воспитанников с нарушением слуха своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощью;
формирует позитивное общественное мнение в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с нарушением слуха в семье, коллективе, обществе;
проводит работу по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;
организует оказание медицинской помощи воспитанникам;
развивает компенсаторные способности, исправляет и (или) проводит работу по ослаблению нарушений в психофизическом развитии воспитанников;
проводит консультативную работу с законными представителями по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с нарушением слуха.
24.Учреждение кроме основных функций, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может осуществлять:
организацию образовательного процесса в санаторно-курортных и оздоровительных организациях при направлении в санаторно-курортные и оздоровительные организации групп детей;
организацию получения специального образования на дому воспитанниками с нарушением слуха, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение;
организацию обучения по индивидуальным учебным планам и индивидуальным программам;
инновационную и экспериментальную деятельность.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ
25.При организации образовательного процесса в Учреждении воспитанники объединяются в группы:
вторую младшую (от трех до четырех лет);
среднюю (от четырех до пяти лет);
старшую (от пяти до семи (восьми) лет).
В Учреждении может осуществляться оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушением слуха в возрасте до 3 лет.
26.Комплектование групп осуществляется на основе заключения городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями к получению специального образования, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
27.Комплектование групп и перевод детей из одной возрастной группы в другую группу осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Прием детей в Учреждение осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.
28.Наполняемость групп в Учреждении устанавливается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
29.При организации образовательного процесса в Учреждении создается адаптивная образовательная среда для воспитанников с нарушением слуха.
30.Организация образовательного процесса в Учреждении носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программы коррекционных занятий.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебной программы, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
31.Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования в Учреждении организуется на русском или белорусском языке.
32.Педагогические и иные работники Учреждения обеспечивают организацию образовательного процесса с воспитанниками на основании учебного плана для детей с нарушением слуха, соответствующей учебной программы и программы коррекционных занятий.
33.Организация образовательного процесса осуществляется круглогодично.
34.В Учреждении устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней.
В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений при организации образовательного процесса могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней.
В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
35. Учреждение работает с пятидневной рабочей неделей и с 10,5-часовым пребыванием детей. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
36.Образовательный процесс осуществляется в группах и (или) индивидуально.
37.Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
38.Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем Учреждения.
39.Проведение занятий в Учреждении осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.
40.В Учреждении, с учетом пожелания законных представителей, могут создаваться группы кратковременного пребывания на платной основе.
41.При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания с воспитанниками проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования.
Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.
42.Продолжительность перерывов между занятиями определяется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
43.В Учреждении в целях социальной адаптации воспитанников и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи.
Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой Учреждения.
44.Комплектование групп осуществляется с учетом степени реабилитации воспитанников (качества слухопротезирования, уровня развития речи).
45.Образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий.
46.Образовательный процесс организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе.
47.Образовательный процесс с обучающимися с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие с потерей слуха в пределах 70–90 децибел) организуется на русском или белорусском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках.
48.Образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (сурдопедагог) и воспитатель.
49. Руководитель Учреждения, педагогические работники несут персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в Учреждении в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
50.Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.
51.Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь, утвержденному и введенному в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.12.2006 г. № 65 и Декрету Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
80101 – Специальное образование;
деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.
Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензия).
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
52.Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
53.Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:
формировать структуру и штатное расписание Учреждения;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
Иные права Учреждения устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь, Уставом Учреждения.
54.Учреждение обязано обеспечивать:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников Учреждения;
меры социальной защиты воспитанников;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи воспитанников;
ознакомление законных представителей воспитанников при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСССА УЧРЕЖДЕНИЯ
55.Воспитанники имеют право на:
получение образования по учебному плану и учебной программе в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у них нарушений;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;
бесплатное пользование учебными пособиями.
56.Педагогические и иные работники Учреждения имеют право на:
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания и обучения, учебных изданий и средств обучения;
повышение квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
57.Педагогические и иные работники Учреждения обязаны:
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
осуществлять образовательную деятельность с учетом познавательных возможностей воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения;
осуществлять свою деятельность с соблюдением прав воспитанников с нарушением слуха при гуманном к ним отношении;
осуществлять свою деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения.
58.Законные представители воспитанников имеют право на:
защиту прав и законных интересов воспитанников;
получение полной и достоверной информации о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с нарушением слуха и его результатах;
присутствие при проведении психолого-медико-педагогического обследования воспитанника с нарушением слуха;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной, воспитательной и коррекционно-педагогической деятельности;
присутствие на занятиях;
получение консультаций и посещение организуемых Учреждением занятий в целях приобретения специальных знаний по вопросам воспитания и обучения воспитанников с нарушением слуха;
ознакомление при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, с Уставом, учебно-программной документацией.
59.Законные представители воспитанников обязаны:
создать необходимые условия для развития, обучения и воспитания, получения специального образования воспитанниками с нарушением слуха в соответствии с их познавательными возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка.
60.Иные права и обязанности участников образовательного процесса устанавливаются иными актами законодательства Республики Беларусь, учредительными документами, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
ГЛАВА 6
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
61.Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Положением, настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
62.Непосредственное руководство Учреждением осуществляет руководитель.
63.Руководитель Учреждения назначается на должность и освобождается от должности Учредителем.
64. Руководитель Учреждения:
действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
осуществляет иные полномочия, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь.
65.Руководитель утверждает структуру и штаты в соответствии с действующими типовыми штатами и штатными нормативами работников учреждений образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда, и согласовывает с Уполномоченным органом.
66.Руководитель Учреждения в своей деятельности по управлению Учреждением взаимодействует с органами самоуправления Учреждения.
67.Основным органом самоуправления Учреждения является совет, возглавляемый руководителем.
68.В Учреждении создается педагогический совет и может создаваться родительский комитет.
69. Деятельность совета Учреждения, педагогического совета, родительского комитета осуществляется в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
70.Функциональные обязанности, права и ответственность работников Учреждения определяются должностными инструкциями, которые разрабатываются и утверждаются руководителем Учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
71.Трудовые отношения между нанимателем и работником в Учреждении регулируются трудовым договором (контрактом) в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
72.Учредитель, Уполномоченный орган закрепляет за Учреждением имущество на правах оперативного управления и осуществляет финансирование его деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
73.Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств бюджета г. Гомеля, а также за счет средств от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
74.Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Приносящая доходы деятельность не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета г. Гомеля.
75.Средства, получаемые Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
76.Материально-техническая база Учреждения формируется Учредителем в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Обновление и развитие материально-технической базы Учреждения обеспечивает Учредитель.
77.Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
78.Имущество Учреждения составляют основные фонды, оборотные средства и другие материальные ценности, и финансовые ресурсы.
79. Не допускаются действия (бездействие), направленные на необоснованное сокращение или ухудшение материально-технической базы Учреждения.
80.Учреждение не вправе без согласия Учредителя отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
81.Бухгалтерский и статистический учет и отчетность осуществляется централизованной бухгалтерией Уполномоченного органа.
82.Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Если экономическая несостоятельность Учреждения вызвана собственником его имущества, Учредителем или другими лицами, в том числе руководителем Учреждения, имеющими право давать обязательные для Учреждения указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц, при недостаточности имущества Учреждения, возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
83.Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками, кредиторами юридических и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возвратов полученных кредитов.
84.Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ
85.Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В случае прекращения деятельности Учреждения Учредитель принимает меры по обеспечению перевода воспитанников в другое учреждение дошкольного образования по согласованию с их родителями, иными законными представителями.
Заведующий
Государственным учреждением образования
«Специальный детский сад № 15 г. Гомеля» В.Е.Василискина