Государственное учреждение образования "Специальный детский сад № 15 г.Гомеля"
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.
Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, переносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства. Музыка становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств.
В рамках музыкального воспитания детей ставятся задачи развития музыкального восприятия, исполнительства, творчества, а также театрализованной деятельности.
Восприятие музыки развивается и как самостоятельный вид деятельности, и как предшествующий и сопутствующий остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке – как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагет овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
На музыкальных занятиях применяется слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, творчество, вокальные упражнения – попевки для формирования элементарных вокальных навыков, знакомство с нотной грамотой и основными музыкальными понятиями.
Праздники и досуги, которые проводятся в нашем детском саду, всегда яркие и запоминающиеся. Дети играют главные роли в спектаклях и сказочных постановках, поют песни, читают стихи. Воспитатели также проявляют актерские таланты, показывая отличный пример своим воспитанникам!
Родители, приглашаемые на праздники и утренники в качестве зрителей, получают огромное удовольствие и массу положительных эмоций!
Здесь Вы можете ознакомиться с следующими консультациями:
1. "Музыка в жизни слабослышащих и глухих детей".
2. Памятка для родителей " Правила поведения родителей на детском празднике".
3. Благоприятные условия для развития музыкального слуха у детей.
1. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Музыка в жизни слабослышащих и глухих детей".
Все мы качаемся в колыбели мира, иногда спим и ничего не видим вокруг себя, иногда просыпаемся и спросонья тихонько смотрим на то, что вокруг нас, а бывает и так, что наши глаза широко распахнуты и мы готовы познавать мир. А ведь удивительное рядом! В данный момент на моем компьютере играет музыка, она уже даже не просто рядом, она во мне, она наполняет меня ощущением легкости, растекается по всей поверхности моей кожи и падает на клавиатуру через подушечки пальцев, трансформируясь в тон написания поста. Удивительным для меня является то, что для слабослышащих деток она так же доступна, более того понятна, важна и необходима, как и для деток без нарушений слуха. Казалось, ну как же так, ведь музыка – это звук, а как раз физиологическое нарушение заключается в неспособности воспринимать звуки, и, следовательно, невозможно ее воспринять, да? Не совсем так.
Музыка представляет собой не только звук, влияющий на наш слух, но и то, что затрагивает три и четыре, а то и все полноценные репрезентативные каналы восприятия, а проще говоря, всем телом мы ее чувствуем. В специальных дошкольных учреждениях все чаще в программе обучения и коррекции используются музыкальные занятия. Музыка звучит во время обычных занятий, праздников, физкультурных занятий. В специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха(I и II степени) введена в план занятий учебная дисциплина: музыкально-ритмические занятия.
Слабослышащие и глухие дети способны воспринимать звучание тех или иных музыкальных инструментов, прикладывая руки к их поверхности, ощущая их колебания, находясь вблизи от звучащего инструмента, могут ногами чувствовать колебания пола, а всем телом ощущать колебания воздуха, вызванные вибрацией музыкального инструмента. Когда дети с тяжелыми нарушениями слуха в первый раз знакомятся с музыкой, они еще не умеют вычленять звуки музыки как особый сигнал. Задача педагога помочь детям научится воспринимать музыку. Очень важно чтобы исполнение педагога было эмоциональным и выразительным, тогда дети видят и чувствуют, впитывают и проникаются соответствующим настроением, начиная весело приплясывать или плавно, медленно кружиться . Эмоционально окрашенный отклик педагога на музыкальное произведение, помогает детям прочувствовать красоту музыки и глубже ее понять. У многих детей с нарушениями слуха остается определенный слуховой резерв, который может быть реализован при систематических слуховых тренировках и является основой для развития речевого слуха. Для усиления звука и вибраций на занятиях используется электроакустическая аппаратура.
Музыкально-ритмические занятия направлены на социальную адаптацию детей и всестороннее развитие. На занятиях слабослышащие и глухие ученики с помощью специальных индивидуальных слуховых аппаратов учатся распознавать музыку, воспроизводить ее на музыкальных инструментах, петь, ритмично танцевать под музыкальное сопровождение, и знакомятся с разными жанрами музыки от классической до современной. Дети посещают театры, концертные залы, и тем самым расширяют границы познания, открывают для себя мир прекрасного в искусстве и жизни.
Эстетическое развитие слабослышащих и глухих— одна из важнейших задач, которую воплощают в жизнь чуткие и творческие люди, педагоги ведущие музыкальные занятия. Все виды занятий, связанных с музыкой, несомненно, формируют у детей с нарушением слуха чувство красоты. Например, при обучении ритмичных движений по музыку, дети не только учатся правильному ритмичному исполнению, но и стараются телом эмоционально передать музыкальный образ. Получая эстетическое воспитание, дети развиваются нравственно, растут открытыми к доброте а, получая навык игры в оркестре, учатся работать в команде, что развивает коммуникативные навыки. И ведь все это замечательно и, правда, удивительно!
И еще, к тому, что все мы из теста одного, педагоги и психологи, работающие с нормой и специальные педагоги, занимающиеся слабослышащими детьми советуют включать музыку малышам с самого раннего возраста, а еще лучше, с того момента, когда ребеночек и мама еще одно целое, т.к музыка наилучшим образом влияет на развитие детей. К примеру, по последним исследованиям в области нейропсихологии, считается, что занятия музыкой способствуют развитию математических способностей. И думается мне, что музыка, как впрочем, любое произведение искусства, помогает нам всем видеть и чувствовать мир более красивым и наполненным тельной активности. На музыкальных занятиях глухие дети воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, рекомендованном для постоянного ношения.
Организация работы музыкального работника предполагает использование фронтальных и индивидуальных форм обучения. Фронтальные занятия служат основной формой обучения и проводятся с учетом индивидуального подхода к развитию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми на фронтальных занятиях. Основные разделы работы на музыкальных занятиях включают развитие эмоционального восприятия музыки, формирование слухового восприятия, обучение движениям под музыку и ориентировке в пространстве, развитие голоса, ритмическую стимуляцию и хоровую декламацию.
В младшем дошкольном возрасте все виды деятельности, связанные с музыкой, выступают в тесной взаимосвязи, и их трудно разграничить между собой. Например, слушание может сопровождаться движениями, движения — вокализациями. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности. В первоначальный период обучения выявляется музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом состояния его слуховой функции, особенностей слухопротезирования, уровня развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний на начало обучения в специальном детском саду, акустических возможностей помещения.Проверка восприятия звуков фортепиано проводится с помощью выработки у ребенка условной двигательной реакции на звучание фортепиано сначала в условиях, когда он видит исполнение музыки педагогом и слушает музыку, а затем в условиях, исключающих зрительное восприятие клавиатуры и пианиста. Ребенок учится выполнять элементарные движения (хлопки, притопы, качание куклы) под музыку.
Педагог учит малыша ждать начала музыкального звучания, начинать и заканчивать движение в соответствии со звучанием музыки. Для этого перерыв в звучании музыки, а также продолжительность музыкального фрагмента постоянно меняются. Обследование глухих детей осуществляется при использовании индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, определенном для постоянного ношения. Возможности восприятия музыки слабослышащими детьми проверяются как при использовании индивидуальных слуховых аппаратов, так и без них. По возможности исключается восприятие музыкального звучания через вибрацию пола (под ноги ребенку можно подложить коврик). В процессе обследования уточняется расстояние, на котором ребенок четко реагирует на музыкальное звучание при восприятии его на слух; проверяется восприятие музыки различных регистров фортепиано (средний, высокий, низкий) и отдельных звуков во всем диапазоне регистров. Подчеркнем, что выявленное в первоначальный период обучения расстояние не является постоянным. В ходе специальной работы оно может быть увеличено. Проверяется также, слышит ли ребенок тихую музыку и не возникает ли у него неприятных ощущений при звучании громкой музыки. Коррекционная работа с использованием музыкальных средств базируется на развитии восприятия муз На музыкальных занятиях формирование восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе с использованием специальных упражнений по развитию восприятия музыки только на слух. Сначала дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепиано педагога, его эмоциями. При восприятии детьми музыки на слух необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к прослушиванию музыки в условиях, когда они видят ее исполнение педагогом. В дошкольном возрасте особенно важно формирование у детей с нарушениями слуха эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие сенсорной основы ее восприятия. Основу обучения составляет целенаправленное вслушивание в музыку, различение, узнавание и распознавание контрастных музыкальных звучаний (поэтапное формирование восприятия элементов музыки, ее характера проводится аналогично обучению младших школьников). Один из основных методических приемов развития восприятия музыки у дошкольников с нарушениями слуха — двигательное моделирование музыкальных структур, передача в выразительных движениях характера музыки. Для контрастных музыкальных звучаний выбираются разные движения. По показу воспитателя, а затем самостоятельно дети выполняют под музыку двигательные упражнения. При выборе движений учитывается, что правильное их выполнение не должно затруднять детей, отвлекать их от целенаправленного вслушивания в музыку. В процессе обучения используется также прием соотнесения музыкальных звуков с определенным образом: например, низкие звуки — идет медведь, высокие — летит птичка. Кроме того, элементы музыки моделируются с помощью условных знаков, например: дети машут красным платочком, слушая громкую музыку, синим — тихую. Важное значение имеет выразительное исполнение музыки педагогом. Недопустимы искажения музыки произвольными задержками, замедлениями, преувеличенными динамическими контрастами, паузами. Фрагменты из музыкальных произведений должны быть законченными по форме. В процессе обучения используются основные движения, гимнастические упражнения (с предметами и без предметов), элементарные танцевальные движения, несложные пляски и танцы, хороводы, музыкально-двигательные игры, имитационные движения. Примеры музыкально-двигательных игр: «Пляска» — для развития способности дошкольников импровизировать плясовые движения в характере музыки, начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, выполнять перестроение из свободного размещения в колонну. Дети пляшут под музыку, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки они бегут на свои места и строятся в две колонны. Выигрывает колонна, которая построилась быстрее. Кроме того, следует учитывать правильность, выразительность, вариативность и ритмичность исполняемых движений. При повторении игры продолжительность музыкального фрагмента обязательно меняется. «Найди игрушку» — для закрепления умений различать громкую и тихую музыку. Воспитанники свободно располагаются в помещении. Один из них прячет игрушку (в руках за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка — водящий идет не в том направлении, громкая — идет к игрушке правильно, музыки нет — игрушка спрятана у данного ученики. Работа по развитию голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация проводятся в тесной связи с работой сурдопедагога с учетом состояния слуховой функции и произносительной стороны речи детей, программных требований по развитию слухового восприятия и формированию произношения. При отборе речевого материала учитывается также уровень развития речи воспитанников. На музыкальных занятиях детей побуждают к максимальной реализации их произносительных возможностей. Особое внимание уделяется работе над голосом и ритмико- интонационной структурой речи. Работа по развитию речи строится аналогично с другими занятиями в специальном детском саду, с учетом особенностей речевого развития глухих и слабослышащих. На первых годах обучения речевой материал, используемый на музыкальных занятиях, достаточно ограничен: музыка, музыки нет, идите, бегите, прыгайте, стойте, слушайте, пойте, поет, говорит, постройтесь, руки так, ноги так, красиво, верно, неверно, барабан,труба из области сюжетной драматизации
.Подготовила: Короткевич Виталина Викторовна, .воспитатель ДО 2-ой категории
2. Правила поведения родителей на детском празднике.
Добро пожаловать на детский праздник к нам!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех
Всегда звучат здесь песни, детский смех!
А чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей,
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось Вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал, и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья вам предложить,
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами,
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с Вами!
С уважением, музыкальный руководитель Короткевич Виталина Викторовна.
3. Благоприятные условия для развития музыкального слуха у детей.
Каждого из родителей интересует вопрос: как можно раскрыть таланты ребенка в раннем детстве и дать возможность успешно их развивать? Дети раннего возраста часто подражают звукам, которые слышать. Уже в годик многие малыши, услышав музыку, начинают пружинить на ногах и прихлопывать. Поэтому видя в своем ребенке любовь к музыке, движению важно поддержать интерес и дать возможность как можно чаще окунаться в музыкальную среду .
То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий. Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет). Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память. Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты».
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы
ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Кто поет?»
Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам. Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.
Советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Безусловно, полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел). Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах. Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка. Один-два раза в неделю по полчаса — и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.
Как можно создать благоприятную музыкальную среду для малыша дома
В игровом арсенале ребенка полезно иметь :
- Различные озвученные игрушки(погремушки, бубен, трещотки, барабан, музыкальные молоточки, свистульки, дудочки).
- Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, мягкие музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки. Такие игрушки привлекают внимание детей к мелодическому звучанию и слуховому сосредоточению.
-Озвученные и не озвученные резиновые и мягкие игрушки;
- Иллюстрации поющих, танцующих героев сказок и людей, а также играющих на музыкальных инструментах. Такие игрушки помогают детям научиться звукоподражанию и имитации.
-Пение взрослыми небольших песенок, потешек, колыбельных,
- Слушание в записи детских песенок, потешек, сказок с музыкальным сопровождением.
Подготовила: Короткевич Виталина Викторовна, воспитатель ДО 1-ой квалификационной категории.